«Чем дальше мы уходим от времени когда творил Федор Абрамов, тем актуальнее его призыв жить по совести»

28.02.2020

ff74006b7c4c331bc4369cb08fe8421a (1)

 

«Я люблю читать публицистику и дневниковые записи Федора Александровича Абрамова. Написанные в 70-х годах прошлого века они и сегодня актуальны, — сказала депутат Государственной думы Елена Вторыгина (фракция «Единая Россия»), обращаясь к землякам в абрамовские дни.  
 
 

«Обращаясь со словами приветствия к землякам Федора Абрамова,  хочу подчеркнуть, что чем дальше уходим мы от времени создания произведений нашего выдающегося земляка,  тем актуальнее его призыв жить по совести. В эти абрамовские дни мы много будем говорить о творчестве и силе таланта писателя. И все слова будут правильными и уместными. Мне же видится важным приучить к чтению прозы Абрамова наших детей и внуков. Именно в этом роднике они будут черпать силы для жизни и добрых дел. В этом я вижу нашу общую задачу.

А здесь хочу привести некоторые дневниковые записи Федора Абрамова.   Прочтите эти записи – здесь огромный простор для дискуссий о современности.  

29 октября 1973 г.

«На протяжении многих лет происходит неслыханное – все основные капиталы тратятся на закупку хлеба. Это в России-то …

Сейчас очевидно – экономика наша зашла в тупик. Два пути: коренные реформы и кредиты в капиталистических странах. Пошли по второму пути. Да, заткнем дыры. Но что будем делать, когда израсходуем недра?

Тогда придется – хотим мы этого или нет – встать на единственно правильный путь – на путь коренных преобразований нашей экономики, нашей социально-политической жизни, ибо без изменения последней невозможны изменения в экономике.

Но нельзя доводить принцип частной инициативы, частной собственности до крайности. Полное разъединение людей. Духовное обнищание. Помешательство на копейке. А раз бездуховность – секс… Превращение человека в свою противоположность. Надругательство над человеком. Все коммерция. Все бизнес. Нет литературы. Искусства. Кино и т.д.

Регулирование государства необходимо».

(Так что же нам делать? Стр. 78)

30 декабря 1974 г.

«Три главных радости в уходящем году: спектакль «Деревянные кони», дом в Верколе и закладка нравственного фундамента «Дома». А еще что?

Еще указ о паспортах для колхозников. Я как-то и не обратил внимание на этот указ, появившийся накануне Нового года. Ну, указ и указ. А потом Ю.Р. (Юрий Рост) звонит: Вы победитель века, Ф. А., у селян теперь паспорта.

А впрочем, какая это радость теперь – паспорт в деревне? Теперь платят, теперь только молодежь бежит из деревни…

(Так что же нам делать? Стр. 36)

 

17 декабря 1974 г.

Как воспитывать детей

Честными? Бескомпромиссными бойцами? Но ведь это значит обречь их на муки, на трагедию: жизнь-то стоит на приспособленчестве. И на них, на честных, повалятся все шишки. Они – белые вороны среди других. Их будут бить, преследовать.

Что делать матери?

Нечестность, приспособленчество – плохо. Но честность, – какой ценой?

С другой стороны – надо же что-то делать. Кто-то должен…

И вот трагедия для честных родителей. Та же трагедия, которая стояла и должна стоять перед Господом Богом: отдать сына на искупление грехов…

А разве декабристы не искупали грехов своих отцов? Неужели это закон истории?

Вот положение умного отца, умной честной матери сегодня.

Самое разумное: воспитывая в духе человечности, честности, одновременно готовить к страданиям, к невзгодам. То есть внушать честность и говорить: будьте честными, но за это вы будете расплачиваться.

Возможно ли это? «

(Так что же нам делать? Стр. 80)