Елена Вторыгина: «Россия значительно продвинулась в развитии инклюзивного образования»

22.05.2021

Е.-Вторыгина-и-Е.-Кириллова

В Архангельске состоялся круглый стол по вопросам развития инклюзивного образования в регионе

Участие в его работе приняли заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина (фракция «Единая Россия»), уполномоченный при губернаторе  по правам ребенка Елена Молчанова, а также председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям  «Открытое сердце» Елизавета  Кириллова. В Архангельск она приехала по приглашению Елены Вторыгиной.

В обсуждении направлений развития инклюзивного образования в области приняли участие представители регионального правительства, специалисты администраций Архангельска и Новодвинска, представляющие органы опеки и попечительства, социальной политики. К диалогу также пригласили руководителей общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и Фонд региональных проектов «Успех».

Напомним, Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области принята еще в 2011 году. Его главная цель – обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Условия для инклюзивного образования в Поморье создаются в рамках госпрограммы «Доступная среда».  В общей сложности, каждая четвертая школа региона оборудована с учетом   потребностей детей с ОВЗ. В прошлом году модернизацию прошли еще четыре учебных заведения региона.

Сегодня более 2500 детей с особыми потребностями обучаются вместе со сверстниками. О развитии инклюзивного образования в регионе наглядно говорит статистика: в 2018 году таких школьников было менее полутора тысяч.

207 классов в учебных заведениях Поморья реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы. Больше всего специализированных классов открыто для детей с задержкой психического развития. В муниципальных детских садах функционирует почти 300 групп компенсирующей направленности.

Своим опытом инклюзивной работы с участниками круглого поделилась гость из Челябинска Елизавета Кириллова. Как мама особого ребенка с синдромом Дауна, она давно изучает возможности инклюзивного обучения. С группой родителей и педагогов побывала за рубежом, где познакомилась с возможностями трудоустройства людей с ограничениями здоровья, в том числе с ментальными особенностями. Они успешно работают садовниками, тренерами в фитнес-залах, делают маникюр в салонах красоты и так далее.

«Дети с синдромом Дауна, с аутизмом, которые раньше считались необучаемыми, бесперспективными, могут ходить в детский сад и школу вместе с ровесниками без диагноза, а в будущем – получить профессию и найти работу», – уверена эксперт.

Учебные заведения, как правило, ориентированы на то, чтобы дети осваивали академические знания. При обучении особых учащихся этого недостаточно. Установить контакт с ребенком, имеющим ментальные особенности, организовать работу так, чтобы ему было интересно учиться, помогает метод прикладного анализа поведения. Этот метод давно с успехом используется за рубежом, а сейчас он доступен и в России.  Об этом также архангельским коллегам рассказала Елизавета Кириллова.

Депутат Государственной Думы Елена Вторыгина отметила, комментируя пошедшее заседание, что в последние несколько лет система образования  РФ значительно продвинулась в направлении развития инклюзивного образования.

«На государственном уровне выстраивается преемственная система образования детей с особыми образовательными потребностями.  Законом об образовании определено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом  особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Сегодня родители, воспитывающие детей с ОВЗ,  имеют право выбрать, где будет обучаться их ребенок  – в коррекционной школе или совместно со сверстниками в рамках инклюзивного образования»,  – сказала парламентарий.